?

Log in

No account? Create an account
Frater

July 2012

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
the car

«О граде Божием» и исцелении Брюса Уэйна

Много спойлеров! Не смотревшим фильм - НЕ ЧИТАТЬ!
 Обзор фильма «Тёмный рыцарь: возрождение легенды»

«На лжи нельзя строить будущее» Александр Солженицын

Июль 2012 года принёс миру окончание истории о Бэтмене от режиссёра Критофера Нолана. Премьеру фильма омрачило страшное массовое убийство в кинотеатре (в городе Аврора, США, штат Колорадо). Тем не менее, не смотря на сложности и печаль, множество людей пришли посмотреть к чему и как придёт Брюс Уэйн, и каким образом может закончиться история его Альтер-эго.


В «Бэтмен: Начало» Брюс борется со своим чувством мести и нарастающим желанием понять и преодолеть зло. Пройдя через свои страхи и немощи, он становится Бэтменом – символом справедливости, которая несёт моральные принципы и милость (Бэтмен никогда не вершит самосуд). В «Тёмном рыцаре» Брюс пытается передать правосудие назад системе закона, принеся принципы Бэтмена в жертву надежде на законопослушность. «Тёмный рыцарь: возрождение легенды» задаёт вопрос о том, что может сделать Бэтмен, чтобы изменить людей без использования полуправды и не провоцируя новых «Джокеров».

В новом фильме о Бэтмене героями будут не только отдельные персонажи, но сам город Готэм. Рассмотрим же этот аспект фильма.

  

Город

Для написания сценария Нолан использовал произведение «Повесть о двух городах» Чарльза Диккенса. Как и у Диккенса в фильме разворачивается борьба за власть между народом и аристократами, есть взятие Бастилии (темницы «Блэк Гейт») и самосуд масс. Нолан прекрасно показывает реальность «Французской революции» сегодня, ведь совершающие переворот люди, считали, что они несут всем «свободу, равенство, братство» и «просвещение». Нолан показывает нам, что главный революционер Бэйн не верит в мирное сосуществование масс, и как Джокер, желает показать испорченность людей, их стремление к саморазрушению. Жутким образом картина являет образ «Арабской весны» и Октябрьской революции, показывая то, как Шариковы приходят к власти, а вместо свободы людьми правит страх. Как же это знакомо всякому, кто хоть как-то был связан с советской системой. Речь Бэйна в преддверии захвата городского суда могла бы быть речью оппозиционера в одной из стран СНГ (и не только). Он призывает забрать у власть имущих то, что они ложью отобрали у простых людей. И пускай его методы экстравагантны, но последователей у него хоть отбавляй. Что может остановить волну зависти и беззакония сменяющего тоталитаризм «демократической» власти, отбирающей право на приватность «Актом Харви Дента», что так похож на вседозволенность спецслужб в США после 9/11? Нолан опят «рисует» сказку, что страшно похожа на наш мир. Какой же ответ он даёт на политическую дилемму? Ответ прост – никак. Точнее, ответом являются Джон Блейк и Селина Кайл. Блейк – гипер-справедливый полицейский, который понимает, что нужно заботиться о людях: о сиротах, о заключённых од землёй полицейских, о Брюсе Уэйне, наконец. Селина видит, что жизнь вне закона не приносит счастья и соприкасаясь с «чем-то» большим изменяется сама. Но оба они не стали бы преображённым лицом Готэма не будь Брюса Уэйна, который, являясь Бэтменом, не только впечатляет внешним видом и техническими устройствами, но своей жертвенностью и заботе о благе людей. Личный пример моральной стабильности пред лицом опасности (банкротства, потери здоровья, и даже смерти), вот единственная «политическая» сила, которая может изменить мир. Готэм спасают не пушки, его спасает простой человек. Бэтмен говорит: «героем может быть любой, даже обычный человек, который просто накидывает куртку на плечи ребёнка, чтобы он знал, что мир не погиб…» Для Нолана в нашем мире невозможна идеальная система миро-управления, да она и не нужна, что важно, это «Град Небесный», который являет себя там, где люди готовы жертвенно противостоять злу заботой о ближнем.

Не случайно две важные встречи в фильме происходят на маскарадном балу. Тема «масок» и ролей, которые берут на себя персонажи, проходит «красной нитью» через всё повествование.    

Маски

Парадоксальным образом, но «Возрождение легенды» являет нам новую перспективу скрытых личностей. Каждый герой в фильме «носит» маску. Блейк говорит об этом, когда впервые приезжает в гости к Уэйну, чтобы раскрыть свои подозрения о его идентичности. Он говорит: «Нужно скрывать злобу, учиться улыбаться перед зеркалом, будто надевать маску…», после чего описывает жизнь Уэйна, как жизнь в маске (перефразируя слова Рейчл из «Бэтмен: Начало»). Уэйн прячется от своей скорби под маской Бэтмена. Селина пытается скрыть свою идентичность, чтобы обрести свободу от прошлого. Гордон выдаёт Дента героем, чтобы сохранить порядок. Злодеи тоже используют «маски». Бэйн говорит в самолёте; «Никому не было до меня дела, пока я не надел маску». Талия долго пряталась в другом облике, чтобы явит свою месть. Только Блейк не пытается выдавать себя за кого-то другого, он устал от масок, остальные герои страдают от внутреннего разделения.

Преодоление разделения – это  то, что отличает положительных героев от отрицательных. У всех есть раны, но одни начинают разрушать окружающий мир, а другие пытаются, преодолев себя, исцелять его. Бэтмен должен уйти потому, что Брюсу надо жить без маски, без боли, простить себя и дать место счастью. Бэйн очень похож на Брюса, он не только один из учеников «Лиги теней», он также человек переживший боль и потерю. Он человек, не сумевший «снять маску». Селина учится верить в себя, благодаря тому, что Брюс прощает её и продолжает ей верить. В конце концов она превращается в героя. Талия наоборот, пренебрегает доверием Брюса, отказывается оставить своё прошлое, оканчивает свой путь печально, в агонии мести и не прощения.

Гордон невольно снимает маску лжи с системы закона, и снова признаёт нужду в бескомпромиссности Бэтмена, как моральном ориентире, что поразительным образом приводит к пробуждению отваги у его соратников, проявлению той силы, которой им раньше не хватало. «Идол» Дента как символа справедливости свергнут Бэйном, а на его месте возникает статуя Бэтмена, как пример жертвенности и скромности, которые превышают «закон и порядок» позволяя «падшим людям» подняться.

   

Падение

«Для чего мы падаем? Чтобы научиться вставать…», – говорит Брюсу отец. Не случайно одним из образов фильма является образ колодца, в который упал Брюс в детстве. Ключевые герои фильма выбрались из «колодца/тюрьмы», но не все выбрались из «внутреннего» колодца/тюрьмы. Кто-то так и остался жить в «аду». Брюс осознаёт, что он в «колодце», поскольку, как и Бэйн он не стремится жить, он просто злится. Только подражая отчаянной вере ребёнка, он может вылезти из своего внутреннего заточения. К сожалению, сам «ребёнок», похоже, так и не сумел избавиться от своего внутреннего «ада». Рас Аль Гул говорил о справедливости, но тот кто сам не пережил исцеления не может исцелить мир. Рас сам не смог простить своих обидчиков, и его отношение к людям являлось не только философией «Лиги теней», но и его личным опытом. Брюс побеждает Раса, Талию и Бэйна, преодолев гнев и чувство вины.  

Селина, которая вначале представляется нам как эгоистка и предательница, внезапно осознаёт масштаб происходящего в Готэме, и начинает сопереживать несчастному ребёнку, попавшему в руки к наёмникам. Поразившись самоотдаче Брюса, она сама начинает бороться за жизнь города, рискуя своей жизнью. Она поднимается из трущоб не за счёт украденных драгоценностей или секретной информации, но за счёт доброты Брюса и твёрдого решения изменить свою жизнь. 

Брюс поднимается и возрождается, осознавая, что есть ради кого жить и, что прошлое должно остаться в прошлом. Он помогает встать и многим жителям Готэма, вдохновив их на изменения. Иногда других вдохновляют не наши победы, а умение преодолевать свои неудачи. Главная победа Бэтмена происходит не на поле битвы, а в сердцах тех, кто соприкоснулся с Брюсом и исцелился хотя бы от доли своего эгоизма. Очень тесно с образом «падения» связана тема противопоставления страха надежде.

  

Надежда и Страх

Бэйн говорит, что «не бывает истинного отчаяния без надежды». А лекарь в темнице говорит: «страх придаст тебе силы». Брюсу стоит научиться любить, а не злиться, ведь тот страх, который придаёт силы – это страх остаться без тех, кто дорог, даже больше – оставить тех, кто дорог. Брюс начинает понимать, что можно жить ценя жизнь, а не постоянно страдая от прошлого. Надежда помогает ему и жителям Готэма преодолеть идеальный план разрушения и остаться с теми, кого они любят.

Страх неведом Бэйну и Талии, поскольку ими движет холодный расчет мести, но также им неизвестны и любовь и счастье. Страдание настолько поглощает их, что для жизни просто не остаётся места. И наоборот, надежда, которая казалась Бэйну недостатком, становится преодолевающей всё силой, силой возрождения Готэма и Брюса. Надежда позволяет Брюсу довериться Селине, а ей увидеть в себе то, чего она избегала – любовь и заботу.

Уэйн оставляет завещание, взятое из окончания «Повести о двух городах»:

«Я вижу цветущий город и прекрасный народ, поднявшийся из бездны; вижу, как он, в стойкой борьбе добиваясь настоящей свободы, через долгие, долгие годы терпеливых усилий и бесчисленных поражений и побед искупит и загладит зло моего жестокого времени и предшествующих ему времен, которые выносили в себе это зло. Я вижу тех, за кого я отдаю свою жизнь, — они живут спокойно и счастливо, мирной праведной жизнью…. То, что я делаю сегодня, неизмеримо лучше всего, что я когда-либо делал; я счастлив обрести покой, которого не знал в жизни».

По сути – это завещание Бэтмена, а не Уэйна. Завещание призывающее жить в каждодневном подвиге, помня, что мир достигается жертвой, а не установлением каких-то систем.

Ложь и обида не могут построить «светлое будущее». Закон тоже не в силах изменить людей. Последний фильм Нолана доносит простые истины: люби ближнего (сироту и вора); верь людям и надейся на тех, кто этого не заслуживает, а не манипулируй и рассчитывай только на себя; цени тех, кто тебя любит, умей их услышать; герой – тот, кто делает своё дело с любовью об окружающих. Альфред говорит: «Готему нужен Брюс Уэйн, а не Бэтмен…», и сам фильм показывает, что хотя Бэтмен и может вдохновить людей, но вдохновлять на добро способен каждый, кто подобно Гордону, или Блейку, ободряет ближнего и заботится  о других, или как Брюс – помогает сиротам и ищет путей улучшения жизни простого гражданина (даже себе во вред). Брюс говорит Блейку: «каждый может быть Бэтменом…», выходит, что быть Бэтменом не так уж нереально…    

Comments

Сходи. Уже две недели идёт в кинотеатрах. А ведь в начале поста написано.... не читать тем, кто не смотрел :)
Я иногда и без жены хожу, не всё же ей интересно. :)